1. Проанализируйте данные предложения. Какие из них являются суждениями? Почему?
Выделите в предложениях, являющихся суждениями, квантор, связку, субъект и предикат.
а) Ни один дельфин не является рыбой.
б) Буря мглою небо кроет.
в) Есть ли на свете что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?
г) Когда состоится чемпионат мира по прыжкам в сторону?
д) Зайди ко мне на минуту.
е) Всякий протон тяжелее электрона.
2. Определите вид суждения по образцу.
Образец
ю) Некоторые рабочие не являются передовиками производства. Суждение простое, атрибутивное, частноотрицательное.
я) На Луне нет атмосферы. Простое суждение существования.
а) Нет беспричинных явлений.
б) Гора Эльбрус выше горы Монблан.
в) Некоторые писатели – сатирики.
г) Все страусы – птицы.
д) Только караси водятся в этой речке.
е) Все лицеисты, кроме Иванова, сдали экзамены вовремя.
3. Определите разновидность данного атрибутивного суждения. Образуйте от него все возможные его разновидности.
Образец
Некоторые студенты завершили практику.
Суждение частноутвердительное.
Образуем от него суждение общеутвердительное: Все студенты завершили практику.
Суждение общеотрицательное: Ни один студент не завершил практику.
Суждение частноотрицательное: Некоторые студенты не завершили практику.
Ни один танцор не работает грузчиком.
******************************************************************************************************************************************************
4. Сделайте полный анализ суждений. Укажите, в каких отношениях находятся субъект и предикат.
1. Конституция – основной закон государства.
2. Некоторые лицеисты награждены почётными грамотами.
3. Оптика – раздел физики.
4. Россия – федеративное государство.
5. Только Иванов достоин премирования.
6. Решение суда не является обоснованным.
7. Лицеисты не прогульщики.
8. Все учителя – педагоги.
5. Постройте логический квадрат. Подберите суждения, противоречащие, противоположные, подчинённые и субконтрарные данным.
1. Некоторые птицы не являются перелётными.
2. Все лицеисты учатся на «отлично».