Огюст Роден, скульптура "Мыслитель", 1903

Мышление - это то, что отличает человека от животных, это результат эволюции головного мозга и коллективной трудовой деятельности человека. Основная функция мышления - достижение новых знаний на основе знаний уже имеющихся. Формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение

Понятие - это отражение предмета или явления в обобщённой форме. В определении каждого понятия отражаются общие и специфические признаки предмета. Например, при определении понятия квадрат мы выделяем его общий признак - плоская геометрическая фигура - и специфический признак - равносторонний прямоугольник. По такому принципу устроены, например, все толковые словари. 

Понятия вступают в разные типы отношений.

1) Тождество, или полное совпадение, если содержание понятия А полностью соответствует содержанию понятия В:

первый космонавт (А) - Юрий Алексеевич Гагарин (В)

столица Российской Федерации (А) - Москва (В)

2) Подчинение, если содержание более широкого по смыслу понятия А включает в себя содержание более узкого по смыслу понятия В:

юрист (А) - адвокат (В)

школа (А) - школа "НИКА" (В)

3) Соподчинение, если понятия В и С, не имеющие общих элементов, включаются в более широкий объём понятия А:

берёза (В) и дуб (С) входят в общее понятие дерево (А) 

троллейбус (В) и трамвай (С) относятся к общему понятию транспорт (А) 

4) Пересечение, или частичное совпадение, если объёмы понятиа А и В пересекаются, но полностью не совпадают:

часть студентов (А) является спортсменами (В), следовательно, некоторые спортсмены (В) являются студентами (А)

5) Противоречие, или контрадикторность, если речь идёт о взаимоисключающих понятиях А и не-А: 

белый (А) и небелый (не-А)

школа (А) и не школа (не-А)

6) Противоположность, или контрарность, если понятия А и В являются антонимичными:

белый (А) и чёрный (В)

Для наглядного изображения отношений меду понятиями используются круги Эйлера (или диаграммы Эйлера). Они применяются в логике, в математике и в менеджменте для отображения отношений между множествами (подмножествами). Впервые геометрическое изображение логических операций предложил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, а развил эту идею Леонард Эйлер, швейцарско-российский учёный-энциклопедист. 

    ОСНОВЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ    www.formlogika.ru  2007-2024

    © Максим Владимирович Осмоловский. Все права защищены

     

    ОСМОЛОВСКИЙ МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ

    Заведующий кафедрой русского языка и литературы ОАНО Школа "НИКА" города Москвы, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, преподаватель философии и логики, эксперт ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку и литературе. 

    Главный методист программ дистанционного образования проекта Правительства Москвы "Московский аттестат" (2004-2019).

    Старший научный сотрудник Московского городского педагогического университета. 

    Член Рабочей группы Министерства образования и науки РФ по экспертизе словарей и справочников, содержащих нормы современного русского языка.

    Автор электронных учебно-методических комплектов "Русская литература" и "Русский язык для детей-билингвов".

    Составитель и главный редактор сборника исследовательских работ учащихся "Ум, алчущий познаний".

    Дипломант Всероссийского фестиваля педагогических идей "Открытый урок".

    Дипломант премии АКБ "Газпромбанк" в номинации "Социальный менеджер" (2009).

    Дипломант конкурса "Учитель года города Москвы" (2013).

    Главный специалист-эксперт Отдела поддержки русских школ за рубежом при Министерстве иностранных дел РФ (2014).

    Ведущий телевизионных информационно-политических программ (1998-2003).

    Автор ряда публикаций литературоведческого, лингвистического и методического характера, в том числе сборника "Технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины".